ИНОГДА ПРОИЗВЕДЕНИЕ СТОИТ ПЕРЕД ВЫБОРОМ — СТАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ АВТОРА ИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ
ИТОГИ «ДОМАШНЕГО СЕЗОНА» АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ЗАРЯ» 2022—2023

ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ:

СОВЕТСКАЯ СТРАТЕГИЯ ОТШЕЛЬНИЧЕСТВА ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ХУДОЖНИКАМ

Дом, укрытие, safespace или отшельничество — что из этого больше всего соответствует потребностям нашей новой реальности? Наиболее точным в нынешних кризисных условиях кажется именно укрытие (или убежище) — в силу своей временности, как бы по умолчанию включенной в это понятие, и экстренности, также присутствующей в этом слове. Однако проекты художников — первых участников нового сезона обновленной арт-резиденции «Заря», коснулись всех четырех понятий. Шестеро молодых приморских художников независимо друг от друга обратились к теме укрытия во время работы в мастерской Центра современного искусства «Заря» в ноябре 2022 — январе 2023 года.

Сезон домашних арт-резиденций в «Заре» начался с проекта владивостокского художника Миши Чансы (Михаил Чувакин), известного городскому арт-сообществу своими экспериментами с графикой, а также гостеприимным кураторством проектов молодых художников города. В «Заре» Миша перенес плоскость листа со своей графикой в пространство студии, расширив понятие письма до физического разрыва между светом и темнотой. Получившееся пространство напоминало калейдоскоп или камерный театр теней, доступный человеческому глазу, но внезапно масштабированный до размера комнаты. На первое место вышла индивидуальность переживания, а буквальная пустота выставочного зала, в котором были только видеопроекции, подчеркнула тотальность произведения.

Итоговый проект Михаила Чувакина. Вид экспозиции. 2022

Через неделю мастерская преобразилась обратно в белый куб, в дальнем углу которого возник аналог пагоды: художница Милана Пестерева вязала ее целыми днями. Во время презентации проекта она пустила зрителей внутрь этого домика из пряжи, а затем вернула материалу его функциональность, буквально надев дом на себя. Завернувшись в него, словно в кокон, художница неподвижно сидела под аудиозапись лекции сибирского искусствоведа Аркадия Парового о понятии дома.

Итоговый проект Миланы Пестеревой. Вид экспозиции. 2022

Приватное пространство в различных своих формах встречается в работах многих неофициальных советских художников: как тех, кто остался по эту сторону железного занавеса, так и тех, кто смог выехать из СССР в Израиль, Западную Европу или США. Об эскапизме рассуждали Илья Кабаков, группа «Коллективные действия», Виктор Пивоваров и многие другие. Сами квартирные выставки с 1970-х следуя логике эскапизма и невозможности показать работы в привычных выставочных пространствах. Множество художников (особенно в вынужденной эмиграции) искали место, которое они могли бы назвать домом, и отъезд людей из России в 2022 году вновь поднял эти вопросы, в том числе для художников из Приморья, региона, откуда традиционно уезжают выпускники школ или вузов в Центральную Россию или в ближайшие страны Азии в поисках карьерных перспектив.

Для третьей резидентки «Зари» Лизы Козловской дом сводится к родственным связям — в данном случае с ее уехавшим из России родным братом. Лиза воспроизводит живописную работу брата, который также является художником, в технике бисероплетения. На работе Ахъярика Козлического изображен космический корабль, своего рода Ноев ковчег, несущий людей в «Вышний град», призванный стать укрытием от земных невзгод.

Итоговый проект Лизы Козловской. Вид экспозиции. 2022

Виктор Хижняк использовал свой период резиденции в «Заре» для воплощения давно задуманного им эскиза тотальной инсталляции — комнаты, долгое время недоступной постороннему глазу. Виктор конструирует психологический портрет выдуманного им персонажа-отшельника, жившего в советском Приморье примерно в 1980-е годы — обезличенного, но характерного в своей замкнутости и подозрительности человека, который маниакально собирал разного рода объекты и постоянно конструировал из них что-тоновое. Живя в коконе из проводов и давно потерявших свою функциональность вещей, персонаж Хижняка становится видимым только после своей смерти. Так Виктор ищет ответ на вопрос о феномене Коробочки и Человека в футляре, актуализируя его через отшельничество и внутреннюю эмиграцию, вновь актуальные для множества людей.

Итоговый проект Виктора Хижняка. Вид экспозиции. 2023

Художница из Дальнегорска Юля Утюгова обращается к важному для ее города сюжету — падению метеорита на сопке на севере Приморского края. Городская легенда (падение метеорита до сих пор официально не подтверждено) вторит вере в существование внеземных цивилизаций, для Юли она служит еще и поводом поговорить о бытовой ксенофобии и страхе по отношению к другому и инаковому. В «Заре» она создала работу в технике тафтинга, изображающую сцену похищения инопланетянами («чужими») приморского тигра («своего»). «Свет с Венеры» невольно поднимает вопрос о самой возможности существования safespace, безопасного пространства, границы которого прочерчены исключительно человеческим воображением.

Итоговый проект Юли Утюговой. Вид экспозиции. 2023

Заключительным резидентом «Зари» этого сезона стала Саша Бухарина, показавшая «Книгу учета» — свой личный дневник эскизов, который она вела с 1 февраля 2022 года. Оказавшись в непривычных обстоятельствах, сопровождавшихся ощущением отчуждения, Саша начала вести запись своих состояний, которая закончилась год спустя, во время ее резиденции в «Заре». Саша также написала две картины, своего рода невольные посвящения другим участницам резиденции — Лизе Козловской и Юле Утюговой.

Итоговый проект Саши Бухариной. Вид экспозиции. 2023

Тема отшельничества приморскому искусству известна давно: на необитаемом острове Большой Пелис в 1970-е годы жил и работал художник Виктор Федоров, а за последнее десятилетие этот сюжет развивали Александр Казанцев, занимающийся картографированием островов Рейнеке, Желтухина и Рикорда, и художественный коллектив ДВР, который с 2019 года обустраивает собственную резиденцию в таежной глуши на севере Приморского края, в поселке Горноводное. Участницы коллектива ДВР Милана Пестерева и Лиза Козловская смогли не только представить себя как самостоятельных авторов в «Заре», но и привнести в работу резиденции коллективные ценности группы.

Домашний сезон арт-резиденции в «Заре» объединил разные сообщества молодых художников и индивидуальных акторов Владивостока. Все они занимаются поиском художественного языка в изменившихся реалиях. Рифмуясь с советской традицией, проекты приморских художников стали трамплином для переосмысления роли молодого искусства в конструировании альтернативных ситуаций в условиях изоляции и сформировали коллективы, которые станут основой нового художественного ландшафта Приморья в будущем.

Яна Гапоненко, февраль 2023