У ХУДОЖНИКА, ЕСЛИ ОН НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК, ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ УКРАСТЬ. У ХУДОЖНИКА МОЖНО УКРАСТЬ, СКАЖЕМ, ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ. НО ЗОЛОТЫЕ ЧАСЫ РЕДКО БЫВАЮТ У НАСТОЯЩЕГО ХУДОЖНИКА.
 САМУИЛ МАРШАК
КРАБ ВНУТРИ / ВЫСТАВКА РЕЗИДЕНТА ВАЛЕРИЯ ЧТАКА

15 ИЮЛЯ - 24 АВГУСТА / МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЕРНИСАЖ / 14 ИЮЛЯ / 19:00

“Краб внутри” – новый проект художника московской сцены современного искусства Валерия Чтака, созданный специально во Владивостоке.
С одной стороны, это работа Чтака-резидента, который прибыл во Владивосток с насыщенной программой, включающей, помимо выставки, создание стены (или пространственной фрески, murales) на территории фабрики “Заря” и выступление с андеграундными владивостокскими музыкантами. С другой стороны, эта выставка продолжает череду персональных проектов, которые художнику удалось реализовать за последнее время, в том числе "Технически тут все просто" (Галерея Треугольник, Москва, 2016), "Worshood" (Галерея CUB, Рига, 2015), а также готовящуюся к открытию масштабную выставку в ММСИ.

Визуальный язык, созданный Чтаком, узнаваем и сразу запоминается. Его работы, увидев однажды, невозможно не узнать или приписать авторство кому-то другому. При этом его метод заключает в себе несколько ключевых принципов, которые не исключают один другой, а выстраивают по себе новую художественную реальность, неустойчиво коррелирующуюся с реальностью подлинной. Так, теоретик Екатерина Дёготь отмечает в первую очередь приемы, связанные с функцией языка, чрезвычайно важного инструмента “концептуалиста дигитальной эпохи”, как она окрестила Чтака.

Художественный критик Сергей Гуськов метко отмечает, что Валерий работает со слоями, и действительно, художник не только наносит визуально легко опознаваемый “слой” на любую поверхность, от ящика до стула, но и умело манипулирует функцией, формой и историей найденного объекта, а также выходит за пределы объекта, работает с объемом пространства физического и пространства интеллектуального, в котором находится мнимый зритель. Так, слово “слой” и в буквальном, и в метафорическом значении оказывается как точным описанием фильтра, через который Чтак пропускает окружающие пространства, так и оправданием серийно повторяющихся в его работах фрагментов и эпизодов.

Художник Алексей Булдаков, описывая метод Чтака, называет его упорядочиванием и тиражированием хаоса, постоянным взаимодействием со свалкой, и не только буквально – вещей, ставших фоном для серо-черной росписи, но и хаоса совсем другого типа: мусорной свалкой оказывается невнятная куча имен, фраз, визуальных и текстуальных образов, знаков, – и любой артефакт из этой свалки взят на вооружение, может встретиться тут и там, исчезнуть и снова возникнуть, как бы совсем неожиданно, но уместно и даже неотъемлемо, будто кот, грач или краб всегда здесь был и будет.

В чём секрет Валерия Чтака, ставшего успешным и одним из самых узнаваемых и хорошо продаваемых художников из не перешагнувших пока порог “молодого” искусства, доподлинно неизвестно. Возможно, как и “краб”, он кроется внутри выставки.

ВХОД СВОБОДНЫЙ