РЕЖИССЕР – ЭТО НЕ ТВОРЕЦ, А ПОВИВАЛЬНАЯ БАБКА. ЕГО РЕМЕСЛО – ЗАСТАВИТЬ АКТЕРА РАЗРОДИТЬСЯ ПЛОДОМ, О СУЩЕСТВОВАНИИ КОТОРОГО В СВОЕЙ УТРОБЕ ОН ДАЖЕ НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ. ЖАН РЕНУАР
ЭКРАН - ТАМ МЕСТО МОНУМЕНТУ / КИНОПОКАЗЫ В РАМКАХ ВЫСТАВКИ «ОТСУТСТВУЮЩИЕ МОНУМЕНТЫ»

5 НОЯБРЯ - 4 ДЕКАБРЯ

Центр Современного Искусства «Заря» представляет специальную программу кинопоказов в рамках выставки «Отсутствующие монументы».

Производство памяти — процесс, вписанный в сложную структуру, состоящую из разнообразных посланий и высказываний, функция которых — увековечить прошлое, представить определенную трактовку минувших событий и роли тех или иных персоналий в истории. Нематериальные художественные произведения издревле успешно конкурировали с монументами, памятниками, архитектурными объектами, воздвигнутыми для того чтобы помнить об ушедшем, инспирируя в свою очередь важный вопрос о физическом и символическом измерении памяти.

Изобретение кинематографа, нового медиума, который изначально мыслился как средство, способное остановить текучесть настоящего момента, позволило обогатить, придать доселе невиданные возможности вышеупомянутому процессу. Иллюзия реальности, которую подарил кинематограф, поныне успешно конкурирует с другими медиумами в деятельности по производству памяти. История кино, как и любого искусства — это история не только творческих поисков, новаций языка, но и история производства высказываний — идеологически ангажированных или, напротив, резистентных, которым суждено сохраниться в качестве символических памятников эпохи скромными, стимулирующими рефлексию или, напротив, захватывающими дух.

Программа «Экран... там место монументу...» представляет фильмы, тематизирующие знаковые эпизоды прошлого столетия — экранные памятники, провозглашающие значимость событий и идей, предлагающие оригинальные интерпетации тех концептов, которые мыслились отправной точкой фундаментальных изменений в социальной структуре и Истории в целом. Некоторые из них обрели впоследствии культовый статус, превратившись в подлинные монументы эпохи.

Расписание кинопоказов:

5 ноября / 17:00

ОКТЯБРЬ / реж. Сергей Эйзенштейн / 1927 г. / 102 мин.

Бесспорно, преисполненный пафосом фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь» — такой же памятник Октябрьской революции, как и большинство «физических» монументов, воздвигнутых по всей территории СССР в прошлом столетии. Ключевые события и фигуры большевистского переворота показаны режиссером, словно в античных мифах, неординарно и ярко, дабы навсегда остаться в памяти зрителя.

6 ноября /17:00

НОВАЯ МОСКВА / реж. Александр Медведкин / 1938 г. / 100 мин.

Сюжет фильма «Новая Москва» — мелодраматическая история любви молодого архитектора Алеши и его возлюбленной Зои на фоне реализации одного из самых грандиозных проектов сталинской эпохи — реконструкции Москвы, которой было суждено стать красноречивым воплощением великих идей коммунизма.

12 ноября / 17:00

ИСТОЧНИК / реж. Кинг Видор / 1949 г. / 114 мин.

Снятый по сценарию Айн Ренд — известной писательницы и философа, чьи идеи легли в основу мировоззренческой концепции неолиберализма и рационального индивидуализма — фильм рассказывает о талантливом архитекторе Говарде Роарке, рьяно отстаивающем принципы свободы творчества. Не принимая доводы о социальном измерении архитектурной практики, герой воплощает собой выпуклый образ творца, противостоящего общественному мнению и обществу в целом.

13 ноября / 17:00

БИТВА ЗА АЛЖИР / реж. Джилло Понтекорво / 1966 г. / 121 мин.

Фильм Понтекорво можно смело назвать одним из кинематографических гимнов антиколониализма. Воспоминания главного героя, арестованного за участие в рядах повстанцев, противостоящих французскому правительству в борьбе за независимость Алжира, обретают на экране эпичность фресок, повествующих о великих сражениях и подлинном героизме.

19 ноября / 17:00

ЦВЕТ ВОЗДУХА — КРАСНЫЙ (часть 1 «ХРУПКИЕ РУКИ»)

20 ноября / 17:00

ЦВЕТ ВОЗДУХА — КРАСНЫЙ (часть 2 «ОТСЕЧЕННЫЕ РУКИ»)

реж. Крис Маркер / 1977 г. / 240 мин.

Главный кинодокумент о событиях 1968 года — эпохе взлета и падения левых настроений во всем мире. Крис Маркер собрал огромное количество архивных киноматериалов и создал в свойственной ему повествовательной стратегии монументальную энциклопедию протеста, состоящую из лаконичных, но в то же время поражающих своим новаторством и концептуальной мощью эпизодов, построенных по принципу политической эссеистики.

26 ноября / 17:00

ЗЕМЛЯНИЧНЫЙ МАНИФЕСТ / реж. Стюарт Хегманн / 1970 г. / 109 мин.

Кинематографическая интерпретация событий, описанных в одноименной книге Джеймса Саймона Канена — документальной хронике студенческих бунтов, охвативших в конце 60-х Колумбийский университет. Главный герой по имени Саймон неожиданно приобщается к протесту, изначально будучи очарован несколькими девушками, принадлежащими к движению хиппи. «Земляничный манифест» — тщательно выписанный портрет личностной эволюции героя, превратившегося из обычно студента в политического активиста.

27 ноября / 17:00

БАКЕНБАРДЫ / реж. Юрий Мамин / 1990 г. / 100 мин.

Гротескная, полная сюрреалистичных эпизодов история о сообществе так называемых «пушкинистов» — то ли эксцентричных художников, то ли революционеров, притязающих на знание о том, как «спасти Россию». «Бакенбарды» — остроумный комментарий к эпохе перемен, когда привычное становится воспоминанием, обретая романтические черты.

3 декабря / 17:00

ЗАКАТ АМЕРИКАНСКОЙ ИМПЕРИИ / реж. Дени Аркан / 1986 г. /101 мин.

Трагикомедия Дени Аркана, скромная и на первый взгляд не претендующая на статус манифеста, между тем является одним из самых красноречивых высказываний о разбитых надеждах на построение нового мира торжествующей справедливости и великих идей. В центре сюжета — канадские интеллектуалы, чьи бесконечные беседы на скабрезные темы исполнены криком сироты, навсегда потерявшей надежду на будущее.

4 декабря / 17:00

ВЗГЛЯД УЛИССА / реж. Тео Ангелопулос / 1995 г. / 176 мин.

Герой фильма, выдающийся режиссер, возвращается на родину после многих лет отсутствия в поисках трех коротких фильмов, которые, предположительно, были первыми кинопроизведениями, сделанными на Балканах. Его путешествие, словно странствия Одиссея, полно неожиданных коллизий, запоминающихся встреч и попыток обрести понимание того, как устроена реальность.