КУТЮРЬЕ СОЗДАЮТ ПРЕКРАСНЫЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ СО ВРЕМЕНЕМ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В УРОДЛИВЫЕ. ХУДОЖНИКИ СОЗДАЮТ УРОДЛИВЫЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ СО ВРЕМЕНЕМ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРЕКРАСНЫЕ. КОКО ШАНЕЛЬ
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ОСТАНОВИТЬСЯ / КИНОПОКАЗЫ В РАМКАХ ВЫСТАВКИ «ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ»

4 ФЕВРАЛЯ – 2 АПРЕЛЯ / 17:00 / КИНОЗАЛ

Центр современного искусства «Заря» в рамках выставки «Вечный двигатель» представляет специальную кинопрограмму, отражающую разнообразные направления жанра научной фантастики в кинематографе.

XX век стал поворотным во многих сферах деятельности человека, но именно сфера художественного производства претерпела самые невиданные, фундаментальные изменения. Новые художественные концепции, радикальные эстетические теории, ожесточенные полемические баталии вокруг вопроса «Что же такое искусство?». Художники чутко реагировали на социальные и политические изменения и, конечно же, были вдохновлены последствиями научно-технической революции, стремительно обновляющими окружающую действительность.

Имя «прогресс», воплотившееся образностью непрерывного движения и ускоряющегося ритма жизни, стало нарицательным для ХХ века. Цивилизация, фундаментом которой стало галопирующее развитие науки и техники, запустила процедуру воображения о будущем — непрерывные размышления о последствиях, которые ждут человечество. Разнообразие футурологических предсказаний, зачастую окрашенных тревожной тональностью, особенно отразилось в развитии научно-фантастического жанра в литературе и визуальных искусствах. Фантастика превратилась в перманентно обновляющуюся мифологию нового мира.

Всего через несколько лет после первого сеанса кинематографа французский режиссер Жорж Мельес создает первый научно-фантастический фильм «Путешествие на Луну», переведя один из самых популярных на тот момент литературных жанров на язык движущегося изображения. Сейчас уже невозможно представить себе пространство современной культуры без фантастических фильмов, которые ежегодно выходят в прокат, привлекая миллионы зрителей.

Цикл кинопоказов «Невозможно остановиться» — селекция фильмов, посвященных центральным темам научно-фантастического жанра: освоение космоса и колонизация планет за пределами солнечной системы, создание искусственного интеллекта или катастрофические последствия, связанные с невозможностью человечества обуздать собственные изобретения. Каждая тема предоставлена двумя произведениями — своеобразным диалогом между авторскими взглядами и методами. Некоторые произведения широко известны и уже стали яркими страницами истории мирового кинематографа, в то время как другие были незаслуженно забыты или так и остались частью герметичного пространства синефильской культуры.

4 февраля

17:00

Путешествие на Марс (реж. Хольгер-Мадсен / Дания / 1918 г. / 97 мин.)

Один из первых научно-фантастических фильмов в истории, повествующий об опасном путешествии экипажа космического корабля «Эксельсиор» с исследовательской миссией на планету Марс. «Путешествие на Марс» — смелая для своего времени попытка представить фантастический сюжет на экране, которая по праву может считаться событием рождения популярного жанра.

5 февраля

17:00

Космический рейс (реж. Василий Журавлев / СССР / 1935 г. / 70 мин.)

История экипажа ракетоплана «Иосиф Сталин», отправившегося в первое космическое путешествие на Луну. Помимо того, что фильм — один из первых полнометражных фильмов в своем роде, соавтором сценария и научным консультантом режиссера выступил Константин Эдуардович Циолковский, который с энтузиазмом воспринял идею популяризации освоения космоса средствами кинематографа.

11 февраля

17:00

Облик грядущего (реж. Уильям Кэмерон Мензис / Великобритания / 1936 г. / 100 мин.)

Кинематографический вояж в пространство «воображаемой истории», созданный по сценарию Герберта Уэллса, — пронизанный размышлениями о последствиях стремительного развития цивилизации, темных сторонах века торжества науки и техники. В фильме Уильяма Кэмерона Мензиса, который, бесспорно, стал значимым произведением в истории жанра, образы будущего представляют собой умозрительный контекст для постановки самых важных этических вопросов.

12 февраля

17:00

День, когда Земля остановилась (реж. Роберт Уайз / США / 1951 г. / 92 мин.)

Антивоенный памфлет, созданный в самый разгар Холодной войны, угрожающей перерасти в открытый конфликт и уничтожить человечество. По сюжету в Вашингтоне приземляется инопланетный космический корабль с посланниками так называемой «Федерации планет», чтобы в ультимативной форме потребовать от представителей ведущих стран Земли прекратить ядерные испытания.

18 февраля

17:00

Планета бурь (реж. Павел Клушанцев / СССР / 1961 г. / 78 мин.)

История первой советской космической экспедиции на Венеру, полная опасных приключений. Выразительные для своего времени спецэффекты вкупе с ярко выраженной апологией коммунистических лозунгов изящно сочетаются с неожиданными сюжетными поворотами, позволяя, без всякого сомнения, именовать ленту Павла Клушанцева ярким художественным произведением, отражающим настроение эпохи.

19 февраля

17:00

Икар-1 (реж. Индрих Полак / Чехословакия / 1963 г. / 81 мин.)

Вольная экранизация фантастического романа Станислава Лема «Магелланово облако», в центре сюжета которой — экспедиция экипажа космического корабля «Икар» к системе планет звезды Альфа Центавра.

25 февраля

17:00

Взлетная полоса (реж. Крис Маркер / Франция / 1962 г. / 28 мин.)

Самая известная лента французского визионера Криса Маркера — пронзительное эссе о мире, разрушенном в ходе Третьей мировой войны. Жители Парижа, которым удалось выжить после катастрофы, вынуждены скрываться в катакомбах и предпринимать попытки путешествий во времени, дабы просить помощи у прошлых и будущих поколений.

Грехи плотапоидов (реж. Майк Кучар / США / 1965 г. / 43 мин.)

Эксцентричное комедийное киноэссе о мире воображаемого будущего, где люди предаются сибаритским радостям, властвуя над андроидами.

26 февраля

17:00

Вторжение (реж. Уго Сантьяго / Аргентина / 1969 г. / 123 мин.)

Дебютная лента классика аргентинского кино Уго Сантьяго, в написании сценария которой принимал участие Хорхе Луис Борхес. Это емкое высказывания о природе власти, оформленное сюжетом с выраженными антиутопическими чертами о вымышленном городе Аквилея в преддверии вторжения неизвестного противника.

4 марта

17:00

Космическая одиссея 2001 года (реж. Стенли Кубрик / США / 1968 г. / 142 мин.)

Культовый фильм Стенли Кубрика, одно название которого стало синонимом неординарного философского высказывания о событии столкновения человека с непознаваемой сущностью, определившей траекторию развития всего человечества. Кубрик создал поражающее воображение зрелище, сотканное из многочисленных вопросов, которые человек задает себе на протяжении всей истории своего существования и предъявленное в форме поэтизированного дневника путешествий по просторам космоса.

5 марта

17:00

Темная звезда (реж. Джон Карпентер / США / 1974 г. / 82 мин.)

Дебютная лента Джона Карпентера — одного из самых оригинальных режиссеров жанрового кинематографа в США — это оригинальный ответ на фильм Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Джон Карпентер, используя сюжет о путешествии космического корабля, на экипаж которого возложена важная миссия, через иронию и гротескное поведение своих героев пытается критически рассмотреть интеллектуальный и морализаторский пафос не только шедевра Кубрика, но и всего научно-фантастического жанра.

11 марта

17:00

Человек, который упал на Землю (реж. Николас Роуг / Великобритания / 1976 г. / 138 мин.)

Томас Джером Ньютон — псевдоним инопланетянина, который прибыл на землю, чтобы найти способ спасти свою планету от засухи. Пытаясь продать патентному бюро технологии, созданные его цивилизацией, чтобы добыть средства для постройки нового корабля, герой все больше и больше проникается любопытством к жизни землян, очаровываясь новым местом жительства.

12 марта

17:00

Смерть Дружбы (реж. Питер Уоллен / Великобритания / 1987 г. / 78 мин.)

Поэтическое исследование человеческой природы, предпринятое известным британским киноведом и режиссером Питером Уолленом. Действие фильма разворачивается на Ближнем Востоке в период конфликта между Палестиной и Иорданией. Журналист по имени Салливан спасает молодую девушку, которая признается ему, что на самом деле она андроид по имени Дружба, присланная на Землю инопланетянами с миротворческой миссией.

18 марта

17:00

ТНХ-1138 (реж. Джордж Лукас / США / 1971 г. / 81 мин.)

Антиутопия Джорджа Лукаса, легендарного создателя вселенной «Звездных войн», описывает будущее, где люди, лишенные имен (заменой им служат буквенно-числовые комбинации), оказались полностью подчинены машинам. Любые эмоции подавляются, и обычное человеческое поведение рассматривается как девиация. В центре сюжета история героя по имени ТНХ-1138, который решается на бунт, дабы остаться человеком.

19 марта

17:00

О-би, о-ба. Конец цивилизации (реж. Пётр Шулькин / Польша / 1984 г. / 85 мин.)

Постапокалиптическая драма — исполненная безысходностью история о немногих оставшихся в живых после ядерной войны людях, живущих под огромным железобетонным куполом в ожидании мифологического «Ковчега» — корабля, который спасет несчастных. Ковчег — не более, чем выдумка высших военных чинов — метафора слепого поклонения религиозному культу, который в конце концов станет причиной полного уничтожения человечества.

25 марта

17:00

Бегущий по лезвию бритвы (реж. Ридли Скотт / США / 1982 г. / 117 мин.)

Один из самых известных научно-фантастических фильмов в истории, созданный по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», отличающийся сложным сюжетом, не вписывающимся в традиционный канон приключенческого фильма, и оригинальным визуальным рядом. Режиссер фильма Ридли Скотт создал завораживающий кино-текст, в котором поставил ряд важных вопросах о границах человеческого в технологизированном мире.

26 марта

17:00

Тэцуо — железный человек (реж. Синья Цукамото / Япония / 1989 г. / 67 мин.)

Авангардный триллер — жуткая фантазия о машинах-паразитах, которые, нападая на людей, превращают их в технологических монстров, гибридов человека и машины. Оригинальная поэтика Цукамото фокусируется не столько на перипетиях сюжета, сколько на эстетизации самого феномена взбесившейся машины, противостоящей человеческому естеству.

1 апреля

17:00

Призрак в доспехах (реж. Мамору Осии / Япония / 1995 г. / 83 мин.)

2029 год. Развитие информационных сетей и кибер-технологий изменили структуру социальных взаимоотношений и форм управления. Каждый человек модифицирован и имеет возможность подключиться к глобальной сети. В мире, где информация стала основной ценностью, а разница между человеком и машиной все больше размывается, встает вопрос о хрупких границах человеческого разума и альтернативных формах мышления.

2 апреля

17:00

Ex machina (реж. Алекс Гарленд / Великобритания / 2015 г. / 108 мин.)

Талантливый программист Калеб Смит участвует в первом в мире эксперименте по созданию искусственного интеллекта. В ходе эксперимента главный герой влюбляется в робота Аву — носителя искусственного сознания, созданную на основе личный предпочтений героя. Алекс Гарленд, как и многие современные художники, предлагает собственную трактовку воображаемых отношений между человеком и машиной, которые зачастую не сулят ничего, кроме трагического финала.

ВХОД НА ВСЕ КИНОПОКАЗЫ СВОБОДНЫЙ