В ГЛАВНОЙ ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ДЛЯ КРАСОТЫ НЕОБХОДИМ СЛЕД ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ: ТОЛЬКО ТОГДА ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ХОРОШЕЙ И БУДЕТ НЕКИМ КОММЕНТАРИЕМ. СЬЮЗАН CОНТАГ
ВРЕМЯ, ОБРЕТЕННОЕ ВНОВЬ / КИНОПОКАЗЫ В РАМКАХ ВЫСТАВКИ «СОВЕТСКИЙ ДИЗАЙН 1950–1980»

6 МАЯ 16 ИЮЛЯ / КИНОЗАЛ

В рамках выставки «Советский дизайн 19501980» каждые выходные с 6 мая по 16 июля в ЦСИ «Заря» проходит специальная программа кинопоказов, составленная из ключевых фильмов, созданных с середины 1950-х по конец 1960-х годов.

Короткая эпоха, неофициально именуемая «оттепелью», – период, охарактеризовавшийся пересмотром идеологических конструктов, либерализацией политической и общественной жизни, отказом от явных черт тоталитарного управления, – одна из самых значительных в истории отечественной культуры. Кинематограф, несмотря на действующий институт цензуры, становится главным медиумом, отражающим перемены в жизни страны. Доселе немыслимые сюжеты и образы, новые герои – живые люди, лишенные шаблонных черт, использование выразительных возможностей киноязыка, – эти аспекты нового кинематографа представляли собой многоканальную реакцию на косность «Большого стиля» сталинской эпохи.

Финальная сцена программной ленты 1930-х годов – музыкальной комедии «Цирк» режиссера Григория Александрова – демонстрация на Красной площади, объединяет героев в едином порыве предъявления безоговорочной преданности идеологическому курсу и постулатам картинного патриотизма. Динамичная хореография коллективного тела, где исполнение песни «Широка страна моя родная» – факт солидаризации индивидуумов, парадоксальным образом декларирует победу над движением времени. История, буквально по гегельянскому сценарию, обретает в этом эпизоде свой закономерный конец, низвергнув категорию времени до меры длительности сущего.

Главные герои культурной сцены периода «оттепели», напротив, будучи освобожденными от безоговорочной необходимости вписываться в монолит эстетической доктрины социалистического реализма, вновь устремили свой взор на эластичную природу реальности, сотканной из разнообразных событий, разворачивающихся в пространстве между прошлым и будущим, отстаивая за искусством статус «зеркала эпохи» – многомерного режима представления и интерпретации текущего положения вещей. Энтузиазм по отношению к будущему сопрягается с попытками переосмыслить главные события прошлого – прежде всего, травматический опыт Великой Отечественной войны – и помыслить повседневность, жизнь рядового человека, его терзания и внутренние конфликты на фоне потока исторических событий.

Важным аспектом эпохи стал приход в профессию нового поколения авторов и расцвет киностудий в союзных республиках, обогативший еще недавно достаточно однородный эстетический ландшафт советского кино.

Расписание

6 мая / 17:00

Тугой узел / реж. Михаил Швейцер / 1956 г. / 97 мин.

Один из первых в советском кинематографе фильмов, критически отражающий порочную природу бюрократии и феномен карьеризма. В центре сюжета – молодой секретарь райкома, вступающий в погоне за мнимыми производственными показателями в конфликт с руководителями нескольких колхозов. Фоном основным событиям фильма служит линия любовного треугольника, частью которого становится главный герой.

7 мая / 17:00

Весна на Заречной улице / реж. Феликс Миронер, Марлен Хуциев / 1956 г. / 96 мин.

Ученик вечерней школы, молодой работник крупного сталелитейного комбината, влюбляется в молодую учительницу – выпускницу педагогического института, недавно прибывшую в город. История неразделенной любви в антураже нетипично скромной репрезентации производственного процесса оказалась эталонным воплощением новой эпохи.

8 мая / 17:00

Дорогой мой человек / реж. Иосиф Хейфиц / 1958 г. / 108 мин.

Главный герой картины – врач Владимир Устименко – всю жизнь преданно любит эксцентричную девушку Варвару Степанову, мечтающую стать актрисой. Сложные отношения молодых людей наполняются еще большим трагизмом, когда в их жизнь вмешивается война.

9 мая / 17:00

Летят журавли / реж. Михаил Калатозов / 1957 г. / 97 мин.

Экранизация пьесы Виктора Розова «Вечно живые» – один из самых пронзительных фильмов о Второй мировой войне, единственный лауреат высшей награды Каннского фестиваля в истории советского кинематографа. Сместив фокус повествования на трагические судьбы обычных людей, оказавшихся в водовороте большого исторического события, Михаил Калатозов создал выдающийся антивоенный манифест.

13 мая / 17:00

Коммунист / реж. Юлий Райзман / 1957 г. / 111 мин.

История жизни Василия Губанова – простого рабочего, участника первых советских строек, чья жизнь была посвящена следованию коммунистическим идеям. Отказываясь от устоявшихся в предыдущую эпоху шаблонизированных образов, Юлий Райзман создал реалистичный образ идеалиста, исполненного чувством долга перед общим делом.

14 мая / 17:00

Чужие дети / реж. Тенгиз Абуладзе / 1958 г. / 77 мин.

Дебютная лента прославленного грузинского режиссера, повествующая о молодой девушке по имени Нато. Волей судьбы героиня оказывается в ситуации, когда ей приходится нести ответственность за двух детей, отец которых не может совладать с чувствами к своей возлюбленной, отворачиваясь от собственных отпрысков.

27 мая / 17:00

Сорок первый / реж. Григорий Чухрай / 1956 г. / 88 мин.

Исполненная трагическим финалом история любви идейных врагов – стрелка красноармейского отряда Марютки Филатовой и белогвардейского поручика Вадима Николаевича Говоруха-Отрока. Григорий Чухрай, используя канон античной драмы, представляет свежий взгляд на события Гражданской войны, когда сопричастность идеям сообщества становится важнее личных привязанностей.

28мая / 17:00

Когда деревья были большими / реж. Лев Кулиджанов / 1961 г. / 95 мин.

Потерявший во время войны жену Кузьма Иорданов бесцельно прожигает жизнь – не работает, страдает алкоголизмом и перебивается случайными заработками. Оказавшись в больнице по нелепой случайности, он узнает о молодой девушке, которая попала в маленькую деревню после войны. Истерзанный муками одиночества главный герой решает выдать себя за отца девушки.

3 июня / 17:00

Человек идет за солнцем / реж. Михаил Калик / 1961 г. / 72 мин.

Один день, представленный глазами ребенка. Мальчик просто идет по городу и на его пути встречаются самые разные люди. Опыт открытий и способность детского воображения превратить обычную прогулку в незабываемое приключение тематизированы режиссером как особенная ценность разума – видеть жизнь во всей ее полноте.

4 июня / 17:00

Девять дней одного года / реж. Михаил Ромм / 1962 г. / 111 мин.

Близкие друзья – молодые ученые, физики-ядерщики, влюбляются в одну девушку по имени Леля. В результате неудачного эксперимента один из героев получает опасную дозу радиации, но это не останавливает его в поисках научной истины. Режиссер фильма Михаил Ромм создал романтичный памфлет главной идее 1960-х – научному знанию как единственному способу изменить мир к лучшему.

17 июня / 17:00

Я шагаю по Москве / реж. Георгий Данелия / 1963 г./ 78 мин.

Лирическая комедия о молодых людях, случайно встретившихся в столице СССР. Неожиданные знакомства, забавные ситуации, влюбленность и разочарования – Георгий Данелия создал, несмотря на кажущуюся легкость повествования, исчерпывающий портрет молодого поколения эпохи 1960-х годов – романтиков, устремленных в светлое будущее.

18 июня / 17:00

Иваново детство / реж. Андрей Тарковский / 1962 г. / 96 мин.

Дебютная лента одного из самых значительных режиссеров прошлого столетия – история подростка, на глазах у которого фашисты расстреляли его мать и сестру. Иван становится разведчиком и со стойкостью взрослого переносит тяготы войны, лишь во снах оставаясь беззаботным мальчишкой.

24 июня / 17:00

Застава Ильича (Мне двадцать лет) / реж. Марлен Хуциев / 1964 г. / 175 мин.

Детализированная панорама жизни молодого поколения, позже названного «шестидесятниками» – поиски своего места в мире, попытки примириться с ушедшей эпохой, твердая уверенность в том, что невозможно жить, не будучи частью сообщества людей, разделяющих одни и те же нравственные ценности. По мнению многих специалистов, именно этот шедевр Марлена Хуциева стал главным фильмом «оттепели», выявив актуальные проблемы, которые волновали людей той эпохи.

25 июня / 17:00

Тени забытых предков / реж. Сергей Параджанов / 1964 г. / 97 мин.

Экранизация одноименной повести Михаила Коцюбинского – трагическая история любви молодых людей, принадлежащих враждующим гуцульским родам. Поэтическая драма Сергея Параджанова резко выделялась на фоне фильмов эпохи, прославив автора как одного из самых оригинальных режиссеров ХХ века.

1 июля / 17:00

Листопад / реж. Отар Иоселиани / 1966 г. / 92 мин.

Дебютная лента классика мирового кинематографа Отара Иоселиани – изящный панегирик человеческому достоинству и невозможности поступиться принципами. Иоселиани мастерски синтезирует привычные для советского кино жанры романтической истории и производственной драмы, представляя неординарный портрет сложности человеческих взаимоотношений.

2 июля / 17:00

Июльский дождь / реж. Марлен Хуциев / 1966 г. / 107 мин.

Несколько месяцев из жизни молодой пары – инженера типографии по имени Лена и перспективного ученого Владимира. Начинаясь беззаботной влюбленностью, их отношения постепенно заканчиваются разрывом, и главная героиня кардинально пересматривает взгляды на жизнь и отказывается от замужества.

8 июля / 17:00

Долгая счастливая жизнь / реж. Геннадий Шпаликов / 1966 г. / 76 мин.

Случайная встреча двух молодых людей в автобусе, который едет в небольшой город, становится прологом на первый взгляд долгих отношений. Однако все меняется по необъяснимой причине, и влюбленным так и не суждено быть вместе.

9 июля / 17:00

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж / реж. Андрей Кончаловский / 1967 г. / 99 мин.

Главный герой возвращается в родной колхоз и делает предложение невзрачной поварихе Асе, в которою давно влюблен, но получает отказ. Андрей Кончаловский, изначально отказавшийся от масштабных съемок и множества профессиональных актеров – их сыграли только главные герои, представил портрет советской провинции, витальный, но далекий от идеализированных образов, предлагаемых пропагандой.

15 июля / 17:00

Короткие встречи / реж. Кира Муратова / 1967 г. / 96 мин.

Неординарный взгляд на весьма популярный сюжет любовного треугольника, за которым стоит критическая позиция по отношению к скуке обыденной жизни. Молодая девушка, сбежав из деревни, попадает в дом партийного работника – Валентины Ивановны и ее мужа Максима, разочаровавшегося в браке геолога. Кира Муратова намеренно не выносит конфликт в центр повествования, артикулируя напряженность отношений героев через многочисленные детали и эффект недосказанности, чем доводит свой рассказ до вершины эмоционального накала.

16 июля / 17:00

Еще раз про любовь / реж. Георгий Натансон / 1968 г. / 92 мин.

Случайная встреча стюардессы Натальи и физика Электрона Евдокимова в Политехническом музее перерастает в бурный роман. Герои не могут совладать со страстью, но, по-видимому, не могут определиться, как же им жить вместе, как бы намекая на скорый, трагический финал.

ВХОД СВОБОДНЫЙ