ТЕЛО ИСКУССТВА БЕЗУСТАННО ПЕРЕВОПЛОЩАЕТСЯ И УКРЕПЛЯЕТ ОСНОВУ СКЕЛЕТА В УПОРНЫЕ КРЕПКИЕ СВЯЗИ, СОГЛАСУЯСЬ С ВРЕМЕНЕМ. КАЗИМИР МАЛЕВИЧ
ЦИКЛ КИНОПОКАЗОВ «ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ»

23 ИЮНЯ – 15 ИЮЛЯ / КИНОЗАЛ

В рамках выставок «Архитектура. Обреченные на оптимизм» и «В пространстве отношений» Центр Современного Искусства «Заря» представляет специальную программу кинопоказов «Главный герой», составленную таким образом, чтобы представить зрителю фильмы разных эпох, в которых архитектурная среда является важнейшим элементом авторского высказывания.

Кинематографические воплощения архитектурной среды и в целом городского пространства – это то, без чего невозможно представить сущность сомой ткани киноповествования. Сложно найти документальный или художественный фильм, который был бы лишен изобразительного ряда, где не появлялись бы архитектурные объекты. Но часто мы не обращаем на них внимания, воспринимая даже самый неординарный архитектурный контекст лишь в качестве некой второстепенной реальности, на фоне которой разворачиваются те или иные события.

Фильмы, представленные в данной программе, уже давно вписаны в историю мирового кинематографа и, напротив, являются свидетельствами специфических авторских стратегий, которые сообщают архитектурной среде статус полноправного участника того или иного кинорассказа наряду с актерами. Город, пространство, где разворачивается драматургия современной жизни, архитектура как медиальный канал, отвечающий за ту или иную идеологическую концепцию, специфика изобразительных средств, раскрывающих неочевидное социальное, политическое и даже историческое измерение архитектурной среды – вот те концептуальные сюжеты, которые рассматриваются в этих фильмах.

Расписание

23 июня / 17:00

Берлин симфония большого города / реж. Вальтер Руттман / 1927 г. / 65 мин. / Германия

Портрет большого города – калейдоскоп образов вибрирующего, наполненного энергией мегаполиса. Одна из первых лент, где пространство жизни современного человека получает свое кинематографическое воплощение, в котором смешиваются миллионы человеческих лиц и архитектурная ткань города.

24 июня / 17:00

Человек с киноаппаратом / реж. Дзига Вертов / 1929 г. / 68 мин. / СССР

«Главный документальный фильм в истории» – так часто именуют ленту Дзиги Вертова. Режиссер снимает жизнь города, сообщая статус главного рассказчика кинокамере, и получает в итоге документальный эпос о жизни города, устремленного в будущее.

30 июня / 17:00

Новая Москва / реж. Александр Медведкин / 1938 г. / 100 мин. / СССР

Сюжет фильма «Новая Москва» представляет собой мелодраматическую историю любви молодого архитектора Алеши и его возлюбленной Зои на фоне реализации одного из самых грандиозных проектов сталинской эпохи – реконструкции Москвы, которой было суждено стать красноречивым воплощением утопических идей.

1 июля / 17:00

Источник / реж. Кинг Видор / 1949 г. / 114 мин. / США

Снятый по сценарию Айн Ренд – известной писательницы и философа, чьи идеи легли в основу мировоззренческой концепции неолиберализма – фильм рассказывает о талантливом архитекторе Говарде Роарке, рьяно отстаивающем принципы свободы творчества. Не принимая доводы о социальном измерении архитектурной практики, герой воплощает собой выпуклый образ творца, противостоящего общественному мнению и обществу в целом.

7 июля / 17:00

Время развлечений / реж. Жак Тати / 1967 г. / 126 мин. / Франция, Италия

Энергичная комедия положений и один из самых «архитектурных» фильмов в истории – так можно кратко описать ленту Жака Тати. Главный герой фильма – необычный образ Парижа, где за фасадами современных зданий и стерильностью интерьеров лишь изредка проглядываются знакомые каждому открыточные достопримечательности.

8 июля / 17:00

Отель «Монтерей» / реж. Шанталь Акерман / 1972 г. / 65 мин. / Бельгия, США

Лаконичный фильм, в котором режиссер, подобно хирургу, исследует пространство небольшого нью-йоркского отеля. Темные коридоры, миниатюрные комнаты, медленное движение лифтовых кабин – монтируя невыразительные эпизоды, где практически нет людей, Акерман представляет архитектурный объект, словно это некий живой организм.

14 июля / 17:00

Да здравствует любовь / реж. Цай Минлян / 1994 г. / 118 мин. / Тайвань

Одинокая женщина, агент по продаже недвижимости, использует апартаменты, выставленные на продажу, как места для случайных свиданий. Эмоциональный холод мегаполиса, фиксируемый режиссером с каждым новым эпизодом, раскрывается как все более угнетающий образ одиночества, являющийся одним из самых пронзительных в истории мирового кино.

15 июля / 17:00

Молодость на марше / Педру Кошта / 2006 г. / 155 мин. / Португалия, Швейцария, Франция

Вентура – пожилой мигрант, всю жизнь проживший в лиссабонских трущобах – особом мире социальных взаимоотношений. Недавно ему выделили квартиру в только что построенном районе. Здесь он встречает многих своих соседей, для которых переезд стал трагическим эпизодом жизни.