ФОТОГРАФИИ — ЭТО СПОСОБ АРЕСТОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩУЮСЯ НЕПОКОРНОЙ И НЕДОСТУПНОЙ. СЬЮЗЕН СОНТАГ
OKO CARNETS DE RUSSIE: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЛИСТИКА ОТ ВИНСЕНТА МУНА

OKO CARNETS DE RUSSIE

СЕРИЯ ФИЛЬМОВ О ДУХОВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАРОДОВ РОССИИ

18 – 19 ЯНВАРЯ В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ, БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ

Винсент Мун / Vincent Moon – один из главных проводников инновационных трендов в современной документалистике. Сотрудничество Центра ЗАРЯ с режиссером началось с премьеры фильма An Island – совместного проекта Муна с датской музыкальной командой Efterklang. Мы продолжаем знакомить вас с экспериментальными работами режиссера и его последователей – 18 января мы начинаем показ серии фильмов OKO, созданных в ходе съемочного тура Винсента Муна по регионам России и открытого краудсорсингового проекта, который стартовал 5 февраля 2011 года. В этот день в социальных сетях было опубликовано первое приглашение принять участие в проекте: любой человек, живущий в России, мог предложить внести свой город (или другой населенный пункт) в маршрут тура и включиться в организацию съемок. За год были получены письма из множества точек России – в организации тура приняло участие более 100 человек из Кабардино-Балкарии, Осетии, Адыгеи, Чечни, Дагестана, Калмыкии, Волгограда, Воронежской и Белгородской областей, Карелии, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля и Москвы. В 2014 Винсент Мун планирует съемки во Владивостоке, а пока мы начинаем показ уже готовых серий – фильмов о Северной Осетии, Черкесии и Чечне.

18 ЯНВАРЯ В 18:00

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ + ЧЕРКЕСИЯ, 2012, 83 минуты

Северная Осетия / Ossétie du Nord

Осетины (в число которых входят иронцы, дигорцы и кударцы) – по сути не являются автохтонным народом Кавказа. У них иранские корни, также они считаются ближайшими потомками алан (сами же себя они считают, не потомками, а собственно аланами) и относятся к индоевропейцам. Однако, живут осетины на Кавказе не первый век, поэтому, их культура впитала местные элементы. В Северной Осетии съемочной группе удалось снять три фильма, раскрывающие осетинский фольклор с разных сторон:

1/ АНСАМБЛЬ «КЪОНА»

Ансамбль аутентичной осетинской музыки «Къона» - это группа молодых людей, которые восстанавливают и исполняют музыку своих отцов в максимально аутентичном стиле без оглядки на академические нормы или эстрадное исполнение. Большая часть коллектива «Къона» - люди с музыкальным образованием, однако в своем творчестве они пытаются освободиться от профессиональных стереотипов и играть фольклор так, как он должен звучать. Интересно что «Къона» - приверженцы дохристианских осетинских верований, поэтому каждое исполнение песни или мелодии для них – это ритуал. Парадоксально, но участники ансамбля - самые молодые фольклорные музыканты Северной Осетии и единственный коллектив, тяготеющий к аутентичному стилю.

2/ АНСАМБЛЬ «ФЕДАЛТЫ НАМЫС»

«Федалты намыс» - фольклорный коллектив под управлением Казбека Кудзаева, известного в Осетии пластического хирурга. В составе ансамбля харизматичные дедушки, обладающие потрясающими голосами. «Федалты Намыс» – типичный пример пост-советского понимания фольклора – фолк для эстрады. Ансамбль не лишен своеобразного ностальгического шарма сельского ДК и энергии, которую люди отдают своему увлечению, желая достичь профессиональных высот.

3/ ОРКЕСТР БУЛАТА ГАЗДАНОВА

Булат Газданов – один из главных композиторов Северной Осетии, пионер профессиональной осетинской музыки. Газданов перекладывает осетинские мелодии на ноты, возрождает сочинения по народным мотивам, занимается «модернизацией непрофессионального народного искусства». Булат Газданов – человек советской эпохи и, вероятно, советской, а не исконно осетинской культуры. Этот фильм позволяет почувствовать, как советская идеология трансформировала кавказскую аутентику, по-своему окрасив отдельный период жизни осетинского этноса.

Черкесия / Circassia

Черкесы (самоназвание «адыги») – один из коренных народов Северного Кавказа. В понятие «черкес» входят такие «национальности», как кабардинцы, адыгейцы и черкесы. Все эти этносы – разные племена одного народа, разъединенного административно и идеологически в советское время. Черкесия – страна, созданная адыгами - включала в себя территории современной Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев. Вопреки расхожему даже среди самих адыгов мнению, Черкесия никогда не представляла собой централизованное государство. Это была территория, внутри которой отношения регулировались при помощи национальной философии, а не каких либо законодательных предписаний. В результате Русско-Кавказской войны 1763 – 1864 годов Черкесия была уничтожена, а большая часть ее населения истреблена или изгнана с исконных территорий. Таким образом, черкесская диаспора стала одной из самых многочисленных в мире. Сегодня огромное количество адыгов проживает на территории Турции, Иордании, Сирии, Израиля, США и других стран.

Команда проекта OKO во главе с Винсентом Муном сознательно игнорировала политические аспекты черкесского вопроса, сфокусировавшись именно на культурной составляющей. Абсолютное большинство документальных фильмов о черкесах посвящены страданиям и горю, исполнены либо лишнего пафоса, либо наоборот - поверхностных стереотипов, которые за черкесами закрепляет предвзятый посторонний взгляд.

Винсент Мун взглянул на культуру совсем иначе, без лишнего трепета или критики. Народная музыка говорит сама за себя. Музыкальное наследие – один из главных элементов культуры бесписьменных народов. В песнях черкесов лучше, чем что-либо еще, хранят историю народа и его мировоззрение. В фильме серии OKO показан широкий диапазон черкесского музыкального фольклора. Живые носители исполняют как аутентичный материал, основанный на нартском героическом эпосе, так и псевдофольклорные советские песни. Circassia – один из тех фильмов, который способен разрушить стереотип о кавказцах как единой биомассе, танцующей лезгинку посреди Москвы. Черкесия – это внутренняя тишина и аскетичность, не дисциплина, но внутренняя свобода. Это другой Кавказ, который вы не увидите по телевизору и даже в «независимых СМИ».

19 ЯНВАРЯ В 18:00

ЧЕЧНЯ, 2012, 74 минуты

«Чечня» - фильм о самом «популярном» регионе Северного Кавказа. Мало кто знает, что происходит в Чечне на самом деле. Грозный встретил съемочную группу Винсента Муна отстроенными небоскребами и новыми домами, но полупустыми улицами и печальными лицами. Бабушки в селе говорили участникам проекта, что Чечня – самое лучшее место на Земле, а таксист в Грозном - что только дурак может приехать сюда по собственному желанию.

Режиссер искал чеченскую архаику, но так ее и не нашел. Если фольклор в Чечне и сохранился, то найти его практически невозможно. Это связано с разными причинами. Первая – религиозность народа. Фольклор всегда отсылает к языческим культам и верованиям. С приходом Ислама, чеченцы начали отказываться от «темного прошлого». Другая причина – события двух чеченских компаний. Люди до сих пор живут воспоминаниями о страшных днях, и этот тяжкий груз никак не способствует сохранению традиционной музыки. Новую идентичность чеченское сознание обрело в суфизме, наиболее мистической и философской ветви ислама.

1/ THE GREAT JIHAD

Команда OKO сделала 6 фильмов о зикрах, групповых ритуалах соединения с Аллахом. Во время этих мистерий чеченцы поют строки из Корана и движутся в круговом танце. Энергия пульсирует и заполняет пространство, люди входят в транс и полностью растворяются в процессе. Зикры проводятся на похоронах, поминках, по случаю знаменательных дат или просто так – как богоугодное дело. Несколько провокационное название «Великий Джихад» не имеет отношения ни к терроризму, ни к религиозному радикализму. Большой (или великий) джихад – это борьба мусульманина с собственными грехами и демонами. Это усердие на пути к просветлению.

2/ NUR-ZHOVKHAR

Помимо специфичных кинодокументов о суфизме участники проекта сняли картину о государственном ансамбле чеченского фольклора «Нур-Жовхар». Опять же, «фольклор» здесь понятие скорее условное, так как девушки из «Нур-Жовхар» исполняют авторские песни чеченских композиторов советского и пост-советского периода. Съемочной группе удалось вывезти этот академичный ансамбль на заброшенное, заросшее сорняками поле, где и прозвучали красивые песни от красивых людей.

25 ЯНВАРЯ В 18:00

КАЛМЫКИЯ

Калмыки (Хальмг) – в прошлом кочевой народ, исконное самоназвание которого Дербен Ойраты. Во времена Чингисхана ойраты уже существовали как племенной союз, впоследствии они вошли в ряды его непобедимой армии в составе 40-тысячного войска. В XVII веке ойраты расширили свои владения, продвигаясь на юго-восток к Тибету и на северо-запад к Сибири. Результатом экспансии на запад стало образование Калмыцкого ханства на Волге. Слово «калмак» – тюркского происхождения, так называли ойратов их соседи казахи, узбеки и русские. Во время пребывания на Волге калмыки принимали активное участие в военных кампаниях Российского государства, участвуя как самостоятельное войско и как иррегулярная конница в составе русских войск. В XX веке калмыцкий народ пережил геноцид, почти половину этноса унесла гражданская война. В 1943 году в разгар Великой Отечественной, калмыки подверглись массовой депортации в районы Сибири и Крайнего Севера. Последствием этого стала русификация калмыков и частичная потеря национальной культуры. Серия КАЛМЫКИЯ включает четыре сюжета:

1/ Фильм о ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ АНСАМБЛЕ «ЭРДМ» – одном из немногих коллективов, составленных из знатоков калмыцкого фольклора и обычаев. Большинство из участников ансамбля - люди пожилого возраста. В репертуаре - народные песни преимущественно XX века.

2/ Фильм о ДМИТРИЕ ШАРАЕВЕ – ярком представителе молодого поколения исполнителей фольклорного жанра. Дмитрий - талантливый домбрист, один из учеников известной песенницы и знатока фольклора Боовуш Амбековой. В репертуаре - калмыцкие домбровые протяжные песни, а также отрывки из богатырского эпоса «Джангар».

3/ Фильм о БААТРЕ МАНДЖИЕВЕ – исполнителе эпоса «Джангар» и песен домбрового жанра. С фольклором знаком с самого детства. Родина Баатра – поселок Ики Бухус – известен всей Калмыкии. Именно тут жил прославленный джангарчи (исполнитель эпоса «Джангар») Ээлян Овла. от которого и сохранился записаный цикл из 12 песен Джангара.

4/ Фильм ЯНГДРУБ о буддийском ритуале в Хуруле, главном храме Калмыкии. Буддизм, а точнее одно из его направлений - ламаизм, окончательно пришел к ойратам в XVII веке, во многом благодаря их присутствию в Тибете.

26 ЯНВАРЯ, 18:00

ЧЕРНОЗЕМЬЕ

1/ ЖЕНЩИНЫ ЧЕРНОЗЕМЬЯ / LES FEMMES DE LA TERRE NOIRE – серия из шести короткометражных фильмов, снятых с участием женскими ансамблей Воронежской и Белгородской областей, отражающих песенные традиции региона Черноземье. Винсент Мун выбрал для съемок несколько удаленных друг от друга деревень, расположенных, в среднем, в 200 км от Воронежа с восточной, западной и южной сторон. Несмотря на небольшую площадь, песенные традиции этой территории оказались очень разнообразными - казачьи корни песен юга Черноземья, «гулкое» пение Белгородских деревень, песни кораблестроителей Петровских верфей и старинные городские романсы востока Воронежской области. Последний (шестой) фильм снят с участием ансамбля Воронежской академии искусств «Воля». В коллективе поют профессиональные этномузыкологи, исследователи народной песни, учившиеся пению у тех, чьи голоса звучат в предыдущих фильмах серии.

2/ БЕЛОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ / BELOGORSKY MONASTERY – фильм-портрет православного пещерного мужского монастыря, расположенного в 160 км от Воронежа на реке Дон. Белогорский Воскресенский монастырь – самое большое рукотворное сакральное подземелье в России, протяженность его галерей превышает 800 м, они расположены в пяти ярусах внутри мелового холма на берегу реки. Съемки проходили во время праздничной литургии на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2012 года.

***

Винсент Мун (Vincent Moon, 1979, Париж) – автор музыкального проекта Take Away Show, режиссер более 300 музыкальных, экспериментальных и документальных короткометражных фильмов. Работал со многими известными музыкантами (Томом Джонсом, R.E.M., Efterklang, Bruno S., The National, Arcade Fire, Beirut, Гаспаром Клаусом, Animal Collective, Mogwai, Bon Iver, Sigur Rós, Caribou, Xiu Xiu и др.), а также с неизвестными командами, которым фильмы Муна подарили путевку в жизнь. Работы Винсента можно свободно посмотреть на его сайте http://www.vincentmoon.com/. Автор категорически против платного просмотра и продажи своих фильмов.