ЛЮДИ ГОВОРЯТ, ЧТО ГРАФФИТИ — ЭТО УЖАСНО, БЕЗОТВЕТСТВЕННО И ПО-ДЕТСКИ. НО ЭТО ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНО СДЕЛАНО ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ. БЭНКСИ
ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО «ФЛАЭРТИАНА» 2013 В ЦЕНТРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ЗАРЯ»

8 И 9 ФЕВРАЛЯ, 1, 2, 8, 9, 15 И 16 МАРТА В 6 ВЕЧЕРА, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Фестиваль документального кино «Флаэртиана» в качестве своего девиза выбрал слова Альбрехта Дюрера: «Чем точнее соответствует жизни твое произведение, тем оно кажется лучше…». Фестиваль посвящен авторским фильмам, в которых герой проживает на экране часть своей жизни, сформулированную режиссером по законам драматургии. Первый фильм этого жанра — «Нанук с Севера» (1922) — снял американский режиссер Роберт Флаэрти в ходе наблюдения за эскимосом в течение 16 месяцев. Эта работа стала эстетическим манифестом для многих поколений кинематографистов. В отличие от своего советского коллеги Дзиги Вертова, который параллельно экспериментировал с монтажом, разрабатывая тип экранного мышления, который сегодня называют «клипом», Флаэрти сосредоточился на длительном наблюдении своих героев, поставив своей главной задачей достижение естественности их поведения в кадре. Сегодня теория и практика жанра, открытого Робертом Флаэрти, — предмет пермского фестиваля документального кино «Флаэртиана».

В рамках программы «Эхо Флаэртианы» — эксперимента независимого проката документального кино на территории России и стран СНГ — мы покажем 8 фильмов-финалистов фестиваля 2013 года:

ЧЕЛОВЕК И ЛИС 12+

8 ФЕВРАЛЯ В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Иран, 2012, 78 минут

Режиссер: Араш Лаоти

Иранский фильм «Человек и лис» – обладатель главного приза фестиваля «Флаэртиана» «Золотой Нанук». Внешне на редкость простая, даже аскетичная работа режиссера Араша Лаоти поражает оригинальным выбором героя, точностью наблюдения, иронией и универсальностью взгляда. Этот фильм раскрывает одну из ключевых целей документалистики – исследовать различные культурные традиции и факты их нарушения. В мусульманской традиции лиса символически является грязным животным. К ней нельзя прикасаться, а тем более держать дома, как это делает главный герой фильма – Махмуд Киани Фалаварджани – шофер, чьим хобби является киносъемка. Много лет лисы являются главными «звездами» его экспериментальных фильмов. Он отлавливает их, моет, дрессирует, и снимает их в разных видах, не видя в них зла, считая их удивительными созданиями, за которыми можно наблюдать бесконечно. В «Человеке и лисе» все внимание камеры сконцентрировано на взаимоотношениях шофера-режиссера и его пушистого «натурщика». Здесь практически нет признаков иранского социума и тем более включенности героя в политическую жизнь. Однако настойчивость, с которой герой приручает очередную лису, пойманную взамен сбежавшей, стоит политического протеста. За такое хобби в Иране вполне можно стать изгоем, но талант шофера-режиссера, который позволяет ему преодолевать кустарный способ кинопроизводства, делает его фильмы победителями фестивалей за уникальную эстетику. Земляки считают героя сумасшедшим и всячески сторонятся. Однако люди, занимающиеся творчеством и готовые жертвовать собственными временем, сбережениями и семейным благополучием ради создания прекрасных вещей, вполне могут увидеть в герое фильма своего духовного брата. «Человек и лис» – фильм о том, что делает с человеком жажда творчества, заставляющая его идти наперекор непониманию, запретам и осуждению. Кстати, Махмуд Киани Фалаварджани действует как современный Эзоп. В его оригинальных фильмах лисы награждены характерами не менее выразительными, чем люди.

КТО ТАКОЙ ЭТОТ КУСТУРИЦА 16+

9 ФЕВРАЛЯ В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Россия, 2013, 92 минут

Режиссер: Наталия Гугуева

Эмир Кустурица называет себя рок-музыкантом, считает, что всемирно известным режиссером стал случайно, а фильмы снимает исключительно в промежутках между гастролями с «Ноу смокинг оркестром». В тех же промежутках он получает «Пальмовые ветви» в Каннах, «Золотых львов» в Венеции, строит собственные деревни, электростанцию, горнолыжную трассу и тоскует, что не стал профессиональным футболистом. Жизнь Кустурицы действительно похожа на его собственные фильмы, в которых кошками чистят ботинки, к смерти относятся, как к историям из желтой прессы, а к жизни – как к чуду...

ДЖУНИОР 16+

1 МАРТА В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Бельгия, 2012, 54 минуты

Режиссер: Син Ферстийе

Герой фильма «Джуниор» напоминает рассказ Джека Лондона «Кусок мяса». 23-летний боксер – один из семерых детей в семье, четверо из которых больны аутизмом. «Джуниор» вынужден выходить на ринг, чтобы прокормить семью.

Трейлер фильма: http://www.youtube.com/watch?v=gWK1vAVZNec

ОТЕЦ И СЫН 16+

2 МАРТА В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Польша, 2013, 54 минут

Режиссер: Павел Лозинский

У них одна фамилия и одна профессия. Между ними – напряженные отношения со множеством невысказанных обид.
Два признанных документалиста Марцель и Павел Лозинские, отец и сын, задумали сделать картину о своей поездке в Париж. Здесь, в Люксембургском саду, 23 года назад Марцель развеял прах своей матери. Это путешествие только повод лучше узнать друг друга. У обоих есть камера, и чтобы быть честными друг перед другом, оба снимают свою версию путешествия. В пути отец и сын разговаривают о своей семье, запретных тем нет. Материал готов и загружен в компьютер — его осталось только смонтировать. Но у отца и сына есть своя режиссерская версия.

Трейлер фильма: http://www.youtube.com/watch?v=Snd8vhVLCHc

ГАНГСТЕР ЛЮБВИ 16+

8 МАРТА В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Хорватия, Германия, Румыния, 2013, 80 минут

Режиссер: Небойша Слиепчевич

У Недилько Бабича по прозвищу «Гангстер любви» интересная работа – он помогает одиноким людям находить друг друга. Уже больше 250 пар живут в счастливом браке. Не везет только немолодой симпатичной болгарке – хорватские мужчины не готовы пригласить ее на свидание… Матери-одиночке тяжело найти мужа в Хорватии — после череды комичных неудачных свиданий становится понятна причина нерешительности хорватских мужчин – они скорее умрут, чем женятся на иностранке с ребенком.

Трейлер фильма: http://vimeo.com/32379403

МОЙ КРЁСТНЫЙ, ЕГО ТАЙСКАЯ НЕВЕСТА И Я 16 +

9 МАРТА В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Финляндия, 2012, 60 минут

Режиссер: Вилле Хивонен

Крестный Вилле влюблен в тайскую женщину. А Вилле не верит в искренность любви между ней и западным мужчиной. Он считает это своего рода проституцией. По приглашению крестного Вилле проводит месяц в Таиланде, пытаясь понять истинные мотивы их отношений.

Трейлер фильма: http://vimeo.com/50367640

ДОМ У ДОРОГИ 0+

15 МАРТА В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

Россия, 2012, 57 минут

Режиссёр: Алексей Жиряков

Фильм о том, как можно быть счастливым даже при полном отсутствии денег. Саша и Марина растят троих детей в покосившемся домике без водопровода. Фильм снят в одном из самых живописных регионов России – в Черноземье. Его герои живут так, как будто никакой съемки нет и в помине. Они привыкают к камере и совершенно забывают о ней – и вот тогда начинается самое интересное. В центре внимания – их жизнерадостная и обаятельная дочь Катя.

Трейлер фильма: http://vimeo.com/33503321

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ РУССКОГО АМЕРИКАНЦА 16+

16 МАРТА В 18:00, ВХОД СВОБОДНЫЙ

CША, 2013, 63 минуты

Режиссер: Валерия Курбатова

Героем первого фильма будущего цикла «Несколько дней из жизни русского американца» стал популярный в русскоязычном Нью-Йорке радио-ведущий Сева Каплан. Съемочная группа наблюдала провела с ним несколько дней, наблюдая за героем в разных ситуациях – дома, на работе, во время встреч с друзьями и на деловых переговорах, в студии и на теннисном корте... Поговорили о жизни, вспомнили его диссидентское прошлое, познакомились с семьей, друзьями, коллегами и партнерами...

Цель кинопоказов «Эхо Флаэртианы» — компенсировать отсутствие качественных неигровых фильмов в коммерческих кинотеатрах. Фильмы, включенные в программу, невозможно увидеть по телевидению или найти в интернете. В прошлом году программа фестиваля «Флаэртиана» посетила Омск, Иркутск, Казань, Красноярск, Ростов, Саратов, Минск, Могилев и города Пермского края. В этом году проект расширяет свою географию и представляет 8 финалистов 2013 года на базе Центра современного искусства ЗАРЯ.