ЕСЛИ ХУДОЖНИК ПИШЕТ ПОЛЕ ИЛИ ВАЗУ С ЦВЕТАМИ, ТО ЕГО КАРТИНА СТАНОВИТСЯ ОКНОМ, РАСПАХНУТЫМ В МИР. ЖАН-ПОЛЬ САРТР
КИНОПОКАЗЫ / ВЕЧНО ДРУГОЙ

1 МАЯ - 20 ИЮНЯ

Центр Современного Искусства «Заря» представляет цикл кинопоказов, посвященных эволюции женского образа в истории мирового кинематографа. Цикл состоит из нескольких тематических частей, каждая из которых сфокусирована на различных аспектах женского образа: культурном, социальном, политическом и т.д.

Кинематограф - ровесник фундаментальных структурных изменений европейского общества: вовлеченность в политическую жизнь все большего количества участников, пересмотр исторически сложившейся роли института семьи, новые геополитические вызовы, связанные с кризисом европейских монархий и появление новых форм идентичности. В любых изменениях рубежа XIX и XX веков фигура женщины проявляется особенно отчетливо. Эта фигура на первый взгляд осенена освобождением, а поверхностью, где это сияние реализуется эволюционирующим разнообразием образов, становится экран.

И все-таки экран, как и некогда холст, все еще находится преимущественно операционном управлении мужчин в силу историко-культурных, социальных и даже экономических условий, либо женщин, чья профессиональная идентичность формируется посредством гендерного трансформирования. «Женское» в практиках художественного производства – плодородный контекст, обращение к которому позволяет актуализировать проблематику социального и политического измерения современности.

Первая часть цикла, представляет фильмы, многие из которых уже признаны классикой мирового кинематографа, в которых женщина становится центральной фигурой трагических, неотвратимых событий.

Часть первая.

«Трагедия – имя существительное, женский род»

Величайшие античные драматурги отводили женщине главную роль в собственных произведениях. Сама древнегреческая драма – правозвестник многих повествовательных искусств, так же известная как «трагедия рока» – специфический тип рассказа, основанный на незыблемости реального положения вещей, где человек в отчаянных попытках пытается противостоять фатальности божественного воления.

Очевидно, что выбор женщины как героини в этом бесконечном повествовании, который мы сейчас могли бы назвать «Всемирная История Несправедливости» не мог быть случаен. Социальный статус женщины содержит в себе очевидную перспективу превращения в жертву, в объект жестокого, несправедливого деяния или политической репрессии, оправдываемой логикой установленного закона. Фатальность бытия, таким образом, изначально укоренена в социальной роли женщины, которая вынуждена продолжать играть по установленным правилам. Попытки же эти правила поменять зачастую приводят к печальным последствиям.

На уровне художественной репрезентации обращение к фигуре женщины в режиме «трагического» позволяет художнику с предельной выразительностью представить неравную битву, где один субъект во всем своем великолепии предстанет победителем, в то время как другой обречен на поражение. Это обстоятельство неравенства, предлагает выразительный образ свободного духа, который укоренен в человеке и способен явить себя в схватке с необратимостью. Именно в этот момент рождается героическая фигура, способная вершить революцию.

Искусство кино, будучи в определенном смысле, наследником театра не могло игнорировать эту многовековую традицию, создав героинь, чьи образы продолжают оставаться яркими метафорами уникальной природы человеческого.

РАСПИСАНИЕ КИНОПОКАЗОВ:

1 МАЯ / 17:00

«Кабирия» (реж. Джованни Пастронне, 1914)

Один из первых исторических блокбастеров, повествующий о злоключениях девушки по имени Кабирия во время Второй Пунической Войны между Римской Республикой и Карфагеном.

2 МАЯ / 16:00

«Мать» (реж. Всеволод Пудовкин, 1926)

Исполненная классиком советского и мирового кинематографа экранизация одного из центральных произведений Максима Горького.

2 МАЯ / 19:00

«Ящик Пандоры» (реж. Георг Вильгельм Пабст, 1929)

Изящная мелодрама, воплотившая в себе декадентскую атмосферу Веймарской Республики, насквозь пронизываемая явным пророческим мотивом надвигающейся социальной катастрофы.

3 МАЯ / 16:00

«Правила игры» (реж. Жан Ренуар, 1939)

Признанный шедевр мирового кинематографа, обнажающий абсурдную жестокость социальных установлений и правил.

3 МАЯ / 19:00

«Управляющий Сансё» (реж. Кэндзи Мидзогути, 1954)

Трагическая история Тамаки – жены провинциального феодала, отправленного в изгнание – которой суждено вынести все тяготы бесправного человека в средневековой Японии.

9 МАЯ / 16:00

«Рим, открытый город» (реж. Роберто Росселини, 1945)

Положивший начало «итальянскому неореализму» фильм «Рим, открытый город» ознаменовал поворот послевоенного кинематографа к трагической судьбе обычного человека - подлинного героя современности.

9 МАЯ / 19:00

«Чочара» (реж. Витторио де Сика, 1960)

Экранизация романа Альберто Моравия с блистательной Софи Лорен в главной роли.

10 МАЯ / 16:00

«Чарулата» (реж. Сатьяджит Рай, 1964)

Бездетная жена бенгальского интеллектуала, обделенная вниманием мужа, обретает смысл жизни в отношениях с молодым человеком, и эта полная искренности связь не может быть одобрена обществом.

10 МАЯ / 19:00

«Любовная история или трагедия телефонистки» (реж. Душан Макавеев,1967)

Кинематографический очерк о мимолетном романе, рассказанный одним из самых оригинальных режиссеров ХХ века.

11 МАЯ / 17:00

«Комиссар» (реж. Александр Аскольдов, 1967)

Гражданская война в России. Комиссар Красной Армии – Клавдия Вавилова, воплощающая канонический образ «сильной женщины», оказывается перед необходимостью выбора, диктуемого военным временем.

30 МАЯ / 16:00

«Медея» (реж. Пьер Паоло Пазолини, 1969)

Оригинальная версия трагедии Еврепида с великой оперной певицей Марией Каллас в главной роли.

30 МАЯ / 19:00

«Женщины, женщины» (реж. Поль Веккиали, 1974)

Камерная драма о жизни двух стареющих актрис, с достоинством сопротивляющихся неумолимо надвигающемуся забвению.

31 МАЯ / 17:00

«Женщина под влиянием» (реж. Джон Кассаветис, 1974)

Обуреваемая страхами и неуверенностью в себе домохозяйка пытается сохранить собственный брак, но превращается в мишень глубоко укорененных бытовых стереотипов.

6 ИЮНЯ / 16:00

«Ифигения» (реж. Михалис Какоянис, 1977)

Смелая попытка рассказать античную трагедию языком кинематографа.

6 ИЮНЯ / 19:00

«Замужество Марии Браун» (реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1978)

Поражающая непринужденной искренностью «социальная притча» о жажде обрести счастье.

7 ИЮНЯ / 17:00

«Имя: Кармен» (реж. Жан-Люк Годар, 1983)

Кинематографическая интерпретация известного сюжета мировой культуры, воплощенная формой социального памфлета.

12 ИЮНЯ / 17:00

«За что мне все это?» (реж. Педро Альмодовар, 1984)

Истязаемая бытовыми проблемами Глория в схватке с реальностью жизни низшего социального класса, безразличием мужа и непониманием со стороны сыновей.

13 ИЮНЯ / 17:00

«Крик во тьме» (реж. Фред Скеписи, 1988)

Линда Чемберлен, молодая мать, обвиненная в убийстве собственной дочери, вынуждена бороться с несправедливостью обвинения, построенного на сфальсифицированных уликах.

14 ИЮНЯ / 17:00

«Дом из лавы» (реж. Педру Кошта, 1994)

Молодая медсестра заброшенная волей судьбы на Кабо Верде сталкивается с тотальным непониманием окружающих ее людей.

20 ИЮНЯ / 17:00

«Умереть как мужчина» (реж. Жоа Педру Родригеш, 2005)

Звезда травести-шоу Тоня Каррера, так долго доказывающая самой себе и окружающим, что она наконец обрела подлинную идентичность сталкивается с обстоятельствами, на которые не может повлиять.

КИНОЗАЛ

18 +