МЫ, ТЕ, КТО РИСУЕТ, СТРЕМИМСЯ НЕ ТОЛЬКО СДЕЛАТЬ НЕЧТО ВИДИМЫМ ДЛЯ ДРУГИХ, НО И СОПРОВОЖДАТЬ НЕЧТО НЕВИДИМОЕ К ЕГО НЕПРЕДСКАЗУЕМОЙ ЦЕЛИ. ДЖОН БЁРДЖЕР
ИСКУССТВО КАК СОБЫТИЕ / КУРС ЛЕКЦИЙ КУРАТОРА АЛЕКСЕЯ МАСЛЯЕВА

7-16 АПРЕЛЯ / МАСТЕРСКАЯ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ (ЦРМ, 5 ВХОД) / 18+

Центр современного искусства «Заря» представляет курс лекций резидента Алексея Масляева.

Современное культурное производство в его выразительных средствах, формах, сюжетах, проблематике и эффектах воздействия характеризуется чрезвычайной неоднородностью: фантастическим разнообразием, хаотичностью и случайностью появления высказываний. Оно утрачивает стабильные границы между различными областями (искусство, музыка, театр и так далее), и нередко свойственные одному из искусств фактура, язык и способы смыслополагания заимствуются и используются в другом, отличном от изначального контексте. На стыках дисциплин происходит взаимное обогащение идеями и интерпретациями, материалом, проблемами и подходами к ним, средствами описания и объяснения. Под давлением этой дисциплинарной изменчивости зрительские ожидания и представления о произведении искусства («Что является искусством, а что – нет?») постоянно оказываются под сомнением – выведенный из состояния равновесия и растерянный зритель оглядывается по сторонам в поисках правил и указаний, что и как он должен воспринимать.

Курс «Искусство как событие» посвящен рассмотрению современных культурных (преимущественно, художественных и театральных) практик с точки зрения их событийной и становящейся природы. Точкой, объединяющей искусствоведческие и театроведческие подходы, является интерпретация высказывания как действия (action; aktion) или события в противоположность вещи (артефакту), при взаимодействии с которым восприятие зрителем проявляется как перформативный процесс и творческий акт (Фишер-Лихте). Подход к произведению не как к изображению (знаковая система), а как к системе отношений позволяет приписывать ему новые смыслы, переопределяя и акцентируя заложенные в нем эмоции, ценностные установки и представления об окружающем мире. При таком подходе различные культурные пространства (музеи и театры, выставочные залы, концертные площадки) предстают как коммуникативные ситуации и места встречи посетителей, которые объединяются – осознанно или совершенно случайно – искусством как событием.

На лекциях речь пойдет об актуальности этого подхода, разрушении конвенций и растерянности зрителя как продуктивного состояния для расширения границ его восприятия и опыта.

Расписание:

7 АПРЕЛЯ / 19:00 / Исполнение утопии (Авангард, 1900-1930-е, Россия/СССР). Владимир Маяковский и фигура поэта в эпоху авангарда. Монументальный театр Таирова и биомеханика Мейерхольда

8 АПРЕЛЯ / 15:00 / Исполнение «измов». (Авангард,1900-1930-е, Италия, Франция, Германия). «Слова на свободе» Филиппо Томмазо Маринетти и «футуристический синтетический театр». Баухаус.

9 АПРЕЛЯ / 15:00 / Исполнение повседневности (1930-90-е, США, Европа). Эксперименты Мерса Каннингема и Джона Кейджа в Black Mountain College (США). Пластический, танцевальный театр.

12 АПРЕЛЯ / 19:00 / Искусство действия (1950-1980-е, США, Европа). Проживаемое искусство. Хеппенинги и участие зрителя. "Флуксус" и критика уникальности произведения искусства.

13 АПРЕЛЯ / 19:00 / Без драмы (1970-2010-е, США, Европа, Россия). Постдраматический театр. Новая повествовательная структура театра и «эстетика перформативности».

14 АПРЕЛЯ / 19:00 / Искусство взаимодействия (1980-2000-е, США, Европа). «Эстетика взаимодействия» Николя Буррио и ее значение для теории искусства. Сфера человеческих взаимодействий как основание для художественного высказывания.

15 АПРЕЛЯ / 15:00 / Театр с гражданской позицией (1950-2000-е, Европа, США, Россия). Политический театр и ответственность зрителя. Документальный театр.

16 АПРЕЛЯ / 15:00 / Социально ангажированное искусство (2000-2010-е, Европа, США, Россия). Концепции социально ангажированного искусства и их проблематики (сообщество, участие, меньшинства и так далее).

* Алексей Масляев – куратор, культуролог. Заведующий сектором по научно- методической работе отдела образовательной и просветительской деятельности Московского музея современного искусства (ММОМА), куратор некоммерческой части ярмарки Cosmoscow. Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинациях «Кураторский проект» (выставка «Завтра воды не будет») и «Региональный проект» (выставка «История требует продолжения»); номинант премии Сергея Курехина в области современного искусства в номинации «Лучший кураторский проект» (выставка «Завтра воды не будет»).

Количество мест ограничено.

Участие в лекциях бесплатное по предварительной записи по телефону (423) 231-71-00