22 ФЕВРАЛЯ — 16 МАЯ / КИНОЗАЛ
В эту субботу в ЦСИ «Заря» стартует образовательная программа к выставке «Дальний Фокус», в рамках которой мы подготовили для вас ряд кинопоказов и встреч с фотографами Владивостока. Кураторами программы выступят преподаватель кафедры философии ШИГН ДВФУ, востоковед Валентин Матвеенко и выпускник Восточного института ДВФУ, китаевед Дмитрий Старицын.
На лекциях и дискуссиях мы поговорим про философию фотографии, узнаем, чем обусловлен выбор героев и сюжетов съемок, что могут рассказать фотографические исследования архитектуры и многое другое. Заключительным мероприятием цикла станет круглый стол с молодыми участниками выставки «Дальний фокус», приуроченный к международной акции «Ночь музеев».
Вход на все мероприятия свободный.
РАСПИСАНИЕ:
В своих размышлениях о сущности фотографии Вилем Флюссер, один из важнейших теоретиков медиа, предположил, что в истории нашей цивилизации было два ключевых события: с одной стороны это изобретение письменности, а с другой — изобретение «технического образа». Подобная мысль неизбежно влечет за собой дискурс о значении фотографии: о ее месте в системе коммуникации и общественных отношений, о возможности мыслить фотографическими категориями, о феномене техники и о последствиях перехода от традиционного к техническому образу. На вступительной лекции к циклу дискуссий в рамках выставки «Дальний фокус» мы попробуем не отстоять тот или иной тезис о сущности «фотографического», а спровоцировать саму философскую дискуссию о фотографии.
Встреча начнется с просмотра фильма Вима Вендерса «Соль земли» (2014), посвященного Себастьяну Сальгадо — живой легенде мировой фотографии, чьими глазами мир смотрел на многие глобальные кризисы и течение жизни в самых удаленных регионах планеты. После показа Дмитрий Старицын вместе с Глебом Телешовым — фотографом, кинооператором, участником выставки «Дальний фокус» — поговорят о фильме и его герое, а также обсудят различные аспекты художественной практики Глеба, его взгляд на природу и значение фотографии.
Документальная фотография — это традиция со своей достаточно давней историей и рефлексией, а «война была — и сейчас остается — самыми магнетическими (и “живописными”) новостями, наряду с бесценным ее заменителем — международным спортом», — писала Сьюзан Сонтаг. В рамках встречи пройдет показ фильма «Военный фотограф» (2001), после которого совместно со зрителями мы попытаемся раскрыть вопрос о правдивости и правдоподобности, выраженной в формуле «сделать все неочевидное очевидным» как специфической форме насилия, которое скрыто манифестирует себя во взгляде зрителя, поскольку в том числе и он, будучи соавтором снимка, может наполнить изображение смыслом.
Человек на рабочем месте, занятый в производстве объектов или зрелищ, интересовал художников и исследователей с момента рождения фотографического медиума. Исключением не являются и владивостокские авторы — Георгий Хрущев, Владимир Шутафедов, Александр Хитров. На вступительной лекции подойдем к понятию «человека производящего» с антропологической и культурологической точек зрения, рассмотрим работы классиков фотографии, после — обсудим важность работы с этим феноменом и мотивы обращения к нему, руководящие участниками выставки. Модератор дискуссии — Дмитрий Старицын.
Фотографические исследования архитектуры способны сообщить многое об истории, идеологии и культуре страны или региона. Тем не менее, этот способ фотографического мышления — самый непопулярный среди владивостокских фотографов. На встрече мы поговорим о знаковых авторах в советской и российской архитектурной фотографии, и вместе с Еленой Мельниковой и Сергеем Кирьяновым — участникам выставки, обращающимся к съемке архитектуры, поддержим или оспорим предположение, высказанное выше. Модератор дискуссии — Валентин Матвеенко.
Благодаря тому, что на протяжении всего ХХ века западные фотографы стремились попасть в Китай, сегодня мы имеем визуально богатый, информативный портрет страны и тех трансформаций, которые произошли с ней за прошедшие десятилетия. Однако, снимая в регионе с иной историей и идеологией, фотографы неизбежно встречались с опасностью попадания в клише ориентализма, сформированные предшественниками. Тем не менее, без внешнего альтернативного взгляда, немыслимо существование более гуманного и иногда более честного образа этой страны. На лекции речь пойдёт о наиболее значимых эпизодах в истории фотографирования Китая, об авторах и их снимках, по сей день влияющих на то, как мы видим китайское государство и нацию.
Разнообразие фотографических «жанров» открывает множество путей для разговора о месте и людях, проживающих в нём. Несмотря на то, что «портрет в интерьере» был возведен в статус канонического подхода, зачастую совершенно обычные, остающиеся на периферии зрения предметы и локации обретают способность сообщить больше об их пользователях, становясь «героями» снимков. Возможен ли диалог с местом без участия человека в кадре? Владивостокские фотографы по разному решают этот вопрос: полярными выглядят подходы, к примеру, Дениса Коробова и Алексея Короткова в сравнении со снимками Евгении Кокуриной и Ивана Сперанского. И примеряющими обе позиции — работы Павла Немтина и Леонида Звегинцева. На лекции мы рассмотрим стратегии, используемые мировыми фотографами для разговора о локальном. После — обменяемся мнениями с участниками выставки и посмотрим их серии, не вошедшие в экспозицию. Модератор круглого стола — Дмитрий Старицын.
Изображение: Глеб Телешов. Владивосток, 2005.