10 ОКТЯБРЯ – 13 ЯНВАРЯ / БОЛЬШОЙ ЗАЛ
В Центре современного искусства «Заря» открылся междисциплинарный выставочный проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов». Это третья интерпретация кураторского проекта Николая Смирнова, Кирилла Светлякова и Дмитрия Замятина «Метагеография. Пространство – Образ – Действие», созданная специально для Дальнего Востока и реализованная совместно с Государственной Третьяковской галереей.
Кураторы: Николай Смирнов, Кирилл Светляков
Научный консультант: Дмитрий Замятин
«Разрабатываемая выставкой тема метагеографии чрезвычайно важна для «Зари»: соотечественникам и иностранцам мы всегда рассказываем, где мы находимся, об особенностях города и региона. Теперь, открывая выставку, мы получаем возможность демонстрировать широкую палитру методов говорения о пространстве и нашего положения в нем. Ответ на вопрос «Где мы?» лежит не только на пересечении географических координат, но и в месте пересечения самых разных отношений, не только пространственных, но и временных, социальных, которые нами же и формируются. В контексте глобальных задач «Зари» — организации здесь актуального, мощного культурного маршрута, проект «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» является ключом к глубокому и всестороннему пониманию этого «места» и началу объемной дискуссии, которая будет поддерживаться параллельной экспозицией «Один Северо-Восток» и приуроченной к открытию выставки дискуссии «К новым политиям географического воображения», – отметила куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте.
«Метагеография. Пространство – Образ – Действие» объединяет опыты географов, художников и исторических персонажей, принадлежащих к разным эпохам с 1920 по 2010-е годы. Основная часть выставки, где представлены образы пространства России, дополнена локальными особенностями, репрезентирующими пространственные представления, мифы и героев Приморья. В новую интерпретацию выставки также добавлен ряд иностранных художников, живущих и работающих в Гонконге, Шанхае, Лондоне, Париже. Один из разделов экспозиции практически полностью строится на местном контексте, ключевой здесь становится фигура Художника-Робинзона.
«Приморский контекст и его художественные практики во многом определяют характер этой версии проекта: в фокусе внимания находятся понятия ориентализма и экзотизма, -- рассказал один из кураторов выставки Николай Смирнов. — Ряд экспонатов исключительно для этой версии предоставлен Приморской картинной галереей и Домом-музеем Пришвина в Подмосковье. В целом проект «Метагеография» во Владивостоке становится и более сайт-специфичным, и более интернациональным одновременно».
С точки зрения метагеографии пространство воспринимается как придуманное и сконструированное, и внимание этой дисциплины направлено на осмыслениегеографических образов. Образы пространства сопоставляются и анализируются на материале географических карт, произведений искусства, научных и междисциплинарных произведений. Метагеография выступает в качестве «отмычки», позволяющей прослеживать генезис, сопоставлять, анализировать, понимать структуру и бытование в современной жизни пространственных образов, представлений и мифов различного уровня и происхождения.
Кураторский проект «Метагеография. Пространство – Образ – Действие» — это новый взгляд на географию, с одной стороны, трактующий все географическое пространство как придуманное, сконструированное, с другой — утверждающий важность образов в понимании пространства и бытовании таких понятий как «регион», «страна», «Европа», «Восток».
Работы, представленные в экспозиции, демонстрируют, что метагеография — это инструмент не только для анализа и деконструкции локальных мифов и региональных образов. В настоящее время процесс глобализации побуждает к новому переживанию и моделированию пространства, в котором субъект также вынужден конструировать себя заново. В различных сообществах наблюдается процесс регионализации и возникает запрос на территориальную идентичность. Сегодня люди осознают зыбкость установленных границ, относительность понятий «центра» и «периферии».
В этой ситуации искусство выступает как инструмент действия, производства пространств и конструирования авторских метагеографий.
Для выставки во Владивостоке архитектор Дмитрий Щукин разработал специальный дизайн, который, с одной стороны, наследует прошлым решениям, с другой — получает новую трактовку. В экспозиции присутствуют особые выставочные конструкции —машины для показа произведений. Некоторые работы, среди которых — художественные объекты Кирилла Савченкова, впервые показаны в том виде, как задумано художником. Экспозиция выставки создана по принципу открытого ландшафта – пространства с группой смотровых площадок, где произведения искусства не демонстрируются, а скорее соприсутствуют в одном месте со зрителями.
Важным элементом выставки станет перформативный симпозиум «К новым политиям географического воображения», который пройдет с 7 по 9 октября между открытием выставок «Один Северо-Восток» и «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов», объединяя участников и экспертов с обеих сторон, как и специально приглашенных гостей. Три события — два вернисажа и перфоманс — сформируют своеобразную интернациональную мини-биеннале, посвященную практикам и политике географического воображения. Выставка «Один Северо-Восток» открыта в малом зале ЦСИ «Заря» с 7 октября по 16 декабря.
Отдельным событием симпозиума являлся пред-премьерный показ нового фильма Антона Видокле «Биокосмизм в Японии», основанного на сочинениях футуриста, анархиста и основателя био-космизма Александра Святогора.
В свете проблематики геокультурной и геополитической идентичности региона, симпозиум включает в себя политико-поэтические работы, направленные на разработку «приморского» воображения. Программа фокусируется на Приморье как месте потенциальных географических воображений, воплощенных как в произведениях художников, писателей и радикальных режиссеров, так и в передвижениях и пространственных практиках «обычных» людей.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
* В проект «Метагеография» включены работы из коллекции Третьяковской галереи, работы художников из Великобритании, Гонконга, Шанхая и Владивостока, работы географов, карты из коллекции Государственного Исторического Музея, работы из коллекции Приморской картинной галереи и Приморского музея имени Арсеньева.
Полный список авторов представленных на выставке произведений: энциклопедист Семен Ремезов (Semyon Remezov), британские художники Корин Сильва (Corinne Silva) и Идит Натан (Idit Nathan), метагеограф Дмитрий Замятин (Dmitry Zamyatin), эмигрант Ольга Юргенсон (Olga Jürgenson), художник из Шанхая Ли Жань (Li Ran), робинзон Александр Казанцев (Alexander Kazantsev), теоретик географии Борис Родоман (Boris Rodoman), капитан Николай Штуккенберг (Nikolay Shtukkenberg), австралийско-гонконгский коллектив «Чжэн Малер», приморские художники: Виктор Федоров (Viktor Fedorov), Евгений Панкратьев (Evgeny Pankratyev), группировка Hero4Hero, Кирилл Шебеко (Kirill Shebeko), Илларион Палшков (Hilarion Palshkov), музыкальная группа «Туманный стон», science-art художник Евгений Стрелков (Yevgeny Strelkov), первый профессиональный художник Приморья Василий Шешунов (Vasily Sheshunov), объединение «Вверх!», первопроходец Владимир Арсеньев (Vladimir Arsenyev), французско-российские художники Елизавета Коновалова (Elizaveta Konovalova) и Татьяна Эфрусси (Tatyana Efrussi), художники из Москвы: Кирилл Савченков (Kirill Savchenkov), Михаил Максимов (Mikhail Maksimov), Максим Смиренномудренский (Maksim Smirennomudrensky), Максим Шер (Max Sher), Екатерина Лазарева (Ekaterina Lazareva), Павел Отдельнов (Pavel Otdelnov), Дмитрий Филиппов (Dmitry Filippov), Дмитрий Венков (Dmitry Venkov), Егор Плотников (Egor Plotnikov), член Союза Художников Ильяс Зинатулин (Ilias Zinatulin), группа «Коллективные Действия», фотограф Михаил Пришвин (Mikhail Prishvin), художники из собрания Третьяковской галереи Наталья Гончарова (Natalia Goncharova), Елена Берг (Elena Berg), Иван Чуйков (Ivan Chuikov), Валерий Герловин (Valery Gerlovin), Вячеслав Колейчук (Vyacheslav Koleichuk), Михаил Тарханов (Mikhail Tarkhanov), Ирина Дубровская (Irina Dubrovskaya), Николай Козлов (Nikolai Kozlov).